«Если ты сейчас такой, что из тебя вырастет?»

Вместо того чтобы наблюдать, изучать и знать,

берется  первый попавшийся «удачный» ребенок и

 предъявляется требование своему: вот на кого ты

должен  быть похож.

… Это не любовь к ребенку, а родительский эгоизм,

 не благо личности, а тщеславие толпы,

 не поиски пути, а пути шаблона.

Я. Корчак

«Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем  лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие  дети веселы  и болтливы; я чувствовал себя выше  их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть - …Я говорил правду- мне не верили: я начал обманывать…»

Это отрывок  из романа М.Ю. Лермонтова отражает так  называемый  эффект приписывания. Ребенку навязывают негативные черты, которые,  как кажется  взрослому, проступают в его поведении. Это предвзятая оценка  будущего ребенка, ожидание  проявление негативных  качеств и черт его характера.

Как часто, в надежде  научить ребенка  слушаться, мы произносим обидные для него слова: «Если ты сейчас так делаешь, что с тобой будет, когда вырастешь?» Не пытаясь понять  сути поступка, не тратя время на объяснения, мы требуем, запрещаем, сравниваем, угрожаем, делаем поспешные выводы. А думаем ли мы при этом, что сказанное нами слово откладывается  в памяти малыша?

Психологи описывают эффект предожидания. Если ребенок знает, что у него прекрасные способности, он будет верить в то, что сможет отлично учится и обязательно достигнет успеха. И наоборот, неуверенность в своих силах нередко приводит к тому, что блестящие способности не проявляются. Ожидание успеха или неудачи программирует поведение ребенка. В первом случае он может поведение ребенка. В первом случае он может стать излишне самоуверенным, во втором случае у него может сформироваться комплекс неудачника.

Как часто мы говорим о своих малышах:

üОн у меня такой робкий.

üМоя девочка не ходит в бассейн, она такая болезненная.

üМой сын растяпа, вечно все валится у него из рук.

üТаня такая медлительная, все приходится делать за нее.

üОн не слушает сказки, все прыгает да скачет, ничего ему неинтересно.

üКакой же бестолковый, а скоро в школу.

üНи одного стишка не знаешь, вообще памяти нет.

А почему, уважаемые взрослые, дети неумелые и неловкие, несамостоятельные и робкие, застенчивые и неуверенные в себе? Не мы ли каждый день недовольны малышом и критикуем его, убеждая всех, что он такой? Почему мы не даем малышу возможности быть умелым и быстрым, самостоятельным и решительным, добрым и уверенным в себе человеком? Ведь многому мы можем научить его уже сейчас, пока он совсем маленький.

Ребёнок, которого критикуют, или обороняется и возражает, или «выключается» не слушает, что ему говорят. Позже в школе малыш может приучится пропускать мимо ушей то, что говорит учитель.

 

Как разрешить такую ситуацию? Совет очень простой: уважайте ребенка, прислушивайтесь к его словам, желаниям, чувствам. Пусть малыш знает: мама и папа, бабушка и дедушка, брат и сестра уважают его и сочувствуют ему.