«Если ты сейчас такой, что из тебя вырастет?»
Вместо того чтобы наблюдать, изучать и знать,
берется первый попавшийся «удачный» ребенок и
предъявляется требование своему: вот на кого ты
должен быть похож.
… Это не любовь к ребенку, а родительский эгоизм,
не благо личности, а тщеславие толпы,
не поиски пути, а пути шаблона.
Я. Корчак
«Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть - …Я говорил правду- мне не верили: я начал обманывать…»
Это отрывок из романа М.Ю. Лермонтова отражает так называемый эффект приписывания. Ребенку навязывают негативные черты, которые, как кажется взрослому, проступают в его поведении. Это предвзятая оценка будущего ребенка, ожидание проявление негативных качеств и черт его характера.
Как часто, в надежде научить ребенка слушаться, мы произносим обидные для него слова: «Если ты сейчас так делаешь, что с тобой будет, когда вырастешь?» Не пытаясь понять сути поступка, не тратя время на объяснения, мы требуем, запрещаем, сравниваем, угрожаем, делаем поспешные выводы. А думаем ли мы при этом, что сказанное нами слово откладывается в памяти малыша?
Психологи описывают эффект предожидания. Если ребенок знает, что у него прекрасные способности, он будет верить в то, что сможет отлично учится и обязательно достигнет успеха. И наоборот, неуверенность в своих силах нередко приводит к тому, что блестящие способности не проявляются. Ожидание успеха или неудачи программирует поведение ребенка. В первом случае он может поведение ребенка. В первом случае он может стать излишне самоуверенным, во втором случае у него может сформироваться комплекс неудачника.
Как часто мы говорим о своих малышах:
üОн у меня такой робкий.
üМоя девочка не ходит в бассейн, она такая болезненная.
üМой сын растяпа, вечно все валится у него из рук.
üТаня такая медлительная, все приходится делать за нее.
üОн не слушает сказки, все прыгает да скачет, ничего ему неинтересно.
üКакой же бестолковый, а скоро в школу.
üНи одного стишка не знаешь, вообще памяти нет.
А почему, уважаемые взрослые, дети неумелые и неловкие, несамостоятельные и робкие, застенчивые и неуверенные в себе? Не мы ли каждый день недовольны малышом и критикуем его, убеждая всех, что он такой? Почему мы не даем малышу возможности быть умелым и быстрым, самостоятельным и решительным, добрым и уверенным в себе человеком? Ведь многому мы можем научить его уже сейчас, пока он совсем маленький.
Ребёнок, которого критикуют, или обороняется и возражает, или «выключается» не слушает, что ему говорят. Позже в школе малыш может приучится пропускать мимо ушей то, что говорит учитель.
Как разрешить такую ситуацию? Совет очень простой: уважайте ребенка, прислушивайтесь к его словам, желаниям, чувствам. Пусть малыш знает: мама и папа, бабушка и дедушка, брат и сестра уважают его и сочувствуют ему.
ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина | ул. Горького 38 | 672000, Чита
email: baira1015@yandex.ru | т: (3022) 35-12-84