Маленький почемучка: отмахнуться или ответить?

Взрослые не все знают; часто отвечают лишь бы отделаться, или в шутку, или так, что нельзя понять; один говорит одно, дрогой-другое, и нельзя понять где правда. Сколько звезд в небе?

Как по-негритянски тетрадка? Как часто человек засыпает? А вода живая? Где ад?

Я. Корчак

В 3-4 года дети задают вопросы, которые начинаются со слов кто, что, какой. В этих первых вопросах проявляется потребность ребенка спрашивать. Такие вопросы следует один за другим, когда ребенок:

·        Видит незнакомого человека;

·        Пытается понять неизвестное явление;

·        Слышит разговор о чем-то непонятном;

·        Хочет узнать название нового предмета.

Ребенок учится спрашивать, но вначале вопрос и познавательный интерес не связаны между собой. Не дождавшись ответа, малыш может задавать новые вопросы обо всем, что попадется на глаза.

Ребенок не может думать «как большой», но может по-своему, по-детски вникать в серьезные проблемы взрослых; недостаток знаний и опыта заставляет его мыслить иначе.

Я. Корчак

Через некоторое время малыш, задав вопрос, не станет убегать, а будет ждать вашего ответа. Если вашему ребенку 3,5-5 лет, отвечая на его вопрос, нужно обязательно называть предмет о описывать его (цвет, форму, величину). Таким ответом вы научите малыша понимать, о ком или о чем вы говорите, замечать особые признаки у каждого окружающего предмета, животного, игрушки, птицы.

В 4-5 лет дети задают вопросы, которые начинаются со слов почему, зачем . например:

- Почему машина приехала?

- Чтоб снег убирать.

- Зачем снег убирает?

- Чтобы автобус проехал.

- Зачем автобусу ехать?

- Чтобы дети в школу поехали?

- Зачем в школу ехать?

У детей появляется познавательный интерес: они хотят узнать что-то новое, спросив об этом у старших, но вопросы пока еще бессистемны. Ребенку нравится вести диалог со взрослым, придумывать следующий вопрос.

Часто дети интересуются тем, где живут животные, чем они питаются, как выглядят, отличаются ли они размером, цветом, высотой от уже знакомых или увиденных в зоопарке. Не ссылайтесь на занятость или усталость найдите минуту, чтобы ответить ребенку. Если он спросил у вас: «А что едят верблюды?», задайте ему встречный вопрос: «А как ты сам думаешь?» Подскажи мне!» А если малыш не сможет ответить, поищите вместе ответ в энциклопедии. А после того как прочтете статью, пусть он расскажет кому-то из членов семьи самое интересное из прочитанного.

Чтобы ребенок задавал вам вопросы, необходимо отвечать на них. Даже если малыш задал вам щекотливый вопрос: «Мама, а чем мальчики отличаются от девочек?», нужно отвечать.

Для малышей нет неудобных или запретных тем. Ребенку неясно, непонятно, поэтому он и спрашивает у нас, взрослых.

Ответить важно так, чтобы ребенок понял, чтобы это было правдой. Чем проще и конкретней будет ваш ответ, тем лучше. Малыш воспримет объяснение как само собой разумеющееся и не будет несколько раз переспрашивать у других взрослых или долго раздумывать и задавать вопросы другим детям.

Важно научить ребенка правильно и четко формулировать вопросы. Это поможет ему быстрее получить ответы на них. Научить малыша определять особенности разных предметов вам помогут простые игры.

ØИгра «Да или нет?»

Если я скажу то, что бывает на самом деле, ты громко кричи: «Да!», а если такого не бывает никогда, говори: «Нет!»:

- рыба летает;

- самолет летает.

ØИгра «Дотронься до…»

Дотронься до:

- синего;

- платья.

ØИгра «Съедобное – несъедобное»

Я называю слова . если это еда – хлопни в ладошки, а если обычный предмет или игрушка – не хлопай ведь это не кушаешь. Одно слово говорю я, а потом ты скажешь слово, а я угадаю – съедобное это или нет. Например:

- мишка,

- дерево,

- хлеб.

В 5-7 лет дети задают много разнообразных по содержанию вопросов. В этом возрасте ребята дослушивают ответы и сопоставляют со своим опытом. Детям этого возраста свойственно сомневаться, переспрашивать, возражать. Их вопросы отражают развитие мыслительных процессов, поэтому старайтесь отвечать на все вопросы, интересующие ребенка.

 

Ответы на детские вопросы способствуют развитию любознательности. Чем больше ребенок видит, слышит, тем больше он интересуется окружающим миром. Любознательность развивается как интерес к различным сторонам жизни и быта.