Навязчивые детские привычки

К навязчивым детским привычкам относят те, которые не имеют ярко выраженной негативной окраски. Такие навязчивые действия чаще всего не привлекают внимания родителей, так как они не считают их именно привычками. Они кажутся безобидными действиями, которые дети проделывают от скуки или же от недостатка хорошего воспитания.

Но это далеко не так. Привычка формируется довольно долгое время и проявляет себя в конкретных ситуациях. Чаще всего тогда, когда ребенок напряжен, боится, находится в состоянии длительного стресса, испытывает стыд, непреодолимое желание проделывать какое-либо другое действие и замещает его более адекватным ситуации

К навязчивым привычкам можно отнести такие действия, как хруст костяшками пальцев, теребление краев одежды или воротничка, раскачивание туловища взад-вперед или вправо-влево, раскачивание на стуле, стук ногой, постукивание костяшками или кончиками пальцев, шарканье ногами, сутулость или втягивание головы в  плечи при хождении, фырканье при стрессе, обгрызание кожи с губ, громкое топанье ногами при уходе, теребление украшений вроде цепочек, крестиков, колец, сжимание губ при раздражении, ковыряние царапин и болячек, одних и тех же прыщей, слишком активная жестикуляция, щёлканье пальцев, ритмические игры с предметами (по типу «игры с ножничками»), обдирание кожи  с внутренней части ушей и поедание этого содержимого, держание одной рукой за другую, зажимание  или переплетение ног, поедание большого количества еды в стрессовых ситуациях, перемигивание, рисование узоров на доступных поверхностях, излишняя педантичность, навязчивые мысли, которые крутятся в голове (например пара слов из песни или рекламного ролика).

Все эти навязчивые привычки формируются в детстве. Болезненное стремление к чистоте заставляет бесконечно мыть руки, отвращает от пищи, которая не была только что в присутствии ребенка помыта, брезгливо относится к прикосновениям других людей. Взрослые с такой навязчивой привычкой могут кипятить белье, проводить уборку и дезинфекцию в жилище по несколько раз в день. Пристрастие к счету у детей выражается в привычке многократно пересчитывать все находящиеся в секторе обзора предметы. Такого рода  педантичность заставляет  их располагать в определенном порядке, нарушение которого чревато появлением гнева и истерикой. Некоторые навязчивые привычки довольно забавно смотрятся со стороны, например, когда некоторые дети зациклены на том, чтобы их одевали в строго определенной последовательности.

Такого рода зацикленность или периодическое возникновение дурных привычек являются неосознанной попыткой удержать себя в руках, подавить агрессию, отвлечься от чего- то неприятного. Более серьезными причинами для появления такой реакции является психические травмы, сильные разочарования, неудачи, панические атаки, единичный сильный приступ страха. Такие сильные потрясения оставляют в памяти ребенка определенные «насечки», которые образуют в головном мозге застойный очаг возбуждения, который ответственен за производство неосознанных действий.

Кроме того, неосознанные действия, производимые малышом, могут быть проявлением чувства собственной неполноценности. Например, излишний педантизм, проявляемый ребенком, может свидетельствовать о том, что он не уверен в своих силах и любви окружающих , чувствует себя потерянными старается привести в прядок тот мир, который ему доступен.

Хорошие родители должны обратить внимание на то, какие мелкомоторные действия выполняет их малыш, как он реагирует на какие-либо известия, как он себя ведет  в присутствии каждого их взрослых, которые составляют его окружение. Вполне вероятно, что таким образом можно выявить закономерность проявлений этой привычки. Например, смущение ребенка перед знакомством с новым человеком может вылиться в щелкания пальцами, мигания, сжимание пальцев рук до синевы. Прогрессирующие привычки  такого толка могут остаться с ним на всю оставшуюся жизнь. А также могут быть предвестниками  общего н6евроза, который довольно сложно диагностировать на первых порах.

Малыш с подобными навязчивыми привычками нуждается в очень спокойной семейной обстановке. Как правило, от легкой  формы таких привычек  ребенка можно избавить своими силами, всего лишь дав ему больше заботы и любви, также предложив адекватную замену  навязчивыми действиям. Возможно, родителям придется  на некоторое время отказаться от работы в режиме нон-стоп. Нужно понять, что сейчас появилась более важная задача – соблюдение душевного здоровья ребенка.

Кроме того, возможно, что нужно ослабить давление на малыша, убрать свои амбиции в отношении самого ребенка, снизить уровень требований, объем нагрузки, которую родители или воспитатели считали необходимой. Больше всего малыш в таком состоянии нуждается в пространстве, размеренности, предсказуемости событий каждого дня. Ему нужно, чтобы папа и мама, близкие люди были рядом, но не для того, чтобы давить и контролировать, а для того, чтобы поддерживать, ободрять, успокаивать. Еще одним мощным орудием в борьбе с легкими  навязчивыми привычками станет  передача опыта от родителей к ребенку. Например, можно учить его выжигать по дереву, рисовать, кроить  или шить. А также учить выражать свои чувства, через слова или же арт-занятия вроде лепки, рисования, выпускать  накопленную энергию в занятиях спортом, отучаться от саморазрушительной деятельности. Зачастую исключение провоцирующих ситуаций приводит к тому, что ребенок полностью забывает о своей плохой привычке.

Кстати говоря, подобные легкие навязчивые действия прекрасно поддаются коррекции методом позитивного замещения. Если малыш хрустит костяшками пальцев (часто эта  привычка  была подсмотрена  у взрослых людей, поэтому нельзя перед ребенком делать подобные вещи), то можно занять его руки полимерной глиной, кистевым эспандером или четками. Любая мелкомоторная деятельность будет удовлетворять  стремление ребенка пощелкать пальцами. В том случае, когда малыш теребит края одежды, накручивает пряди волос – нужно постараться увлечь его каким-то хорошим  творческим занятием вроде вязания , шитья вручную, плетением фенечек, макраме. Для мальчиков подойдут уроки вязания узлов и развитие других туристических навыков.

Когда малыш раскачивает  туловище взад-вперед, вправо-влево, стучит ногой, качается на стуле – это ритмические действия, связанные с недостаточным формированием биоритмов  мозга ребенка. Такого рода действия могут остаться с ним очень надолго. Чтобы минимизировать проявление такого рода привычки, можно предложить  альтернативные ритмические занятия – упражнения с игрушкой йо-йо (с ней можно проделывать интересные трюки, фокусы, игру с каучуковым мячиком. Детишкам с навязчивыми покачиваниями очень полезен цикличный спорт: теннис, сквош, бег, плавание, легкая атлетика, триатлон, лыжи и велоспорт.

Привычки, связанные со звуковым сопровождением, вроде топанья ногами при ходьбе, постукивания кончиками пальцев можно заменить игрой на музыкальных инструментах, чеканкой, игрой с мячом. Навязчивые движения вроде  рисования на доступных поверхностях во время разговора, слишком активной жестикуляции требуют корректировки подобным – рисованием, цветотерапией. Рисовать можно красками, мелками, восковыми карандашами, пастелью или гуашью. Главное, чтобы ребенок удовлетворял свою потребность  в изображении каких-либо образов. Кроме того, рисование замечательно развивает абстрактное мышление, глазомер, мелкую моторику рук.