ЗНАКОМИМСЯ СО СЛОВАМИ «Нельзя» и «Нет»
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Ж.-Ж. Руссо
Ребенок чувствует свою неволю, страдает из-за оков, тоскует по свободе, но ему ее не найти, потому что форма воспитания меняется, содержание – запрет и принуждение – остается.
Не позволяют, потому что грешно, нездорово, некрасиво, потому что он слишком мал, потому что не позволяют, и конец.
Я.Корчак.
В раннем детстве ребенок усваивает от родителей предписания и запреты, инструкции и разрешения. От их количества и сочетания нередко зависит сценарий будущей жизни ребенка.
Следует помнить, что примерно 70 %говоримого ребенку и 50% делаемого может вообще не говориться и не делаться: это наша тревожность производит излишек всего, чтобы уберечь, остановить, успокоить, запретить, предупредить, избежать, не допустить… Оставим в прошлом эти проценты своей тревожности и недоверия детям. Научимся доверять уму и душе ребенка.
Безусловно, пока малыш мал, его необходимо беречь от опасности. При этом запретов должно быть немного и они должны быть постоянными. Если что-то запрещено трогать, то запрещено всегда и мамой, и папой, и другими членами семьи. Чаще всего нельзя то, что вредит здоровью самого малыша или имеет ценность в семье. Нельзя:
· Трогать спички;
· Брать очки;
· Бросать еду;
· Рвать книги;
· Обижать кошку;
· Бросать одежду;
· Бить других людей;
· Отнимать у них игрушки.
На каждое «нельзя» можно предложить малышу три или пять «можно».
· Нельзя ходить по лужам в сандалях, но в сапогах можно.
· Нельзя рвать дедушкин журнал, но старую газету можно.
· Нельзя бросать очки, а мяч можно, но очки можно отнести бабушке.
· Нельзя хватать горячий пирог, но когда он остынет - можно прикоснуться
Важны не только запреты, но и тон, которым родители произносят слова «нельзя», «не трогай!»
Уважаемые мамы и папы! Вот два золотых правила поведения хороших родителей:
1. Давайте ребенку отдых от однообразных, бесконечных внушений.
2. Малышу нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, внушений, похвал, запрещений, порицаний. Он должен отдыхать от любых обращений и воздействий взрослых. Хоть на короткое время предоставьте ребенку свободу: пока он играет, рисует, строит, смотрит мультик, одевается.
Шпаргалка
Если вы запретили ребенку что-то делать, скажите ему спокойным , уверенным тоном.
Не нужно:
üПриказывать,
üДобиваться,
üТребовать,
üУговаривать,
üУбеждать,
üОбращать внимание.
Лучше:
üНапомнить,
üПодсказать,
üПосоветовать,
üПредложить,
üПожелать.
Запрещая что-то, не нужно:
üВорчать,
üУпрекать,
üЗудеть,
üСетовать,
üКапать на мозги,
üПилить,
üНудить,
üСкрипеть,
üМотать душу.
Это антипедагогика.
ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина | ул. Горького 38 | 672000, Чита
email: baira1015@yandex.ru | т: (3022) 35-12-84