Что такое психологические игры

 

Психологической называется игра, которая представляет собой смоделированную ситуацию, в которой человек может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расширить представления, как о себе, так и об окружающем мире. Психологическая игра полезна тем, что в ней человек может избавится от психологических проблем (например, чрезмерной застенчивости, агрессивности, замкнутости и др.), «проработав» их в игровой ситуации.

 

Психологические игры – это понятие неэлементарное, поскольку направления развития и формы  развития тех или иных способностей человека быть самыми разными. Посредством психологических игр можно развивать коммуникативные способности ребенка, т.е. его способности общаться, включаться в определенный социум – детей, взрослых. Даже общение с домашними животными можно облегчить с помощью психологических игр.

 

Помимо навыков общения, с помощью психологических игр можно формировать и развивать нравственные и волевые качества личности ребенка, внимание, память, логическое мышление, внутренний мир.

 

Цели у психологических игр самые разные. Сами формы игр тоже будут разнообразными. В психологии и педагогике различают несколько видов психологических игр по их форме.

 

Самая простая форма психологической игры – это так называемая игровая оболочка. Игровая оболочка – это игра использующаяся как фон для психологической работы с детьми, позволяющей им проявлять, раскрывать и развивать свои способности. Именно это форма психологической игры оптимальна для детей  в возрасте от двух до семи лет, поскольку они пока еще не обладают солидным социальным опытом, и взрослым нужно создавать  такие  игровые ситуации – «оболочки», которые могли  бы помочь детям приобрести  этот опыт.

 

Еще одна распространенная  форма психологических игр – это игра-проживание. Это форма игры также может пригодиться в общении с ребенком. Дело в том, что именно таким образом  ребенок  учится строить отношения  с окружающими, и для этого его необходимо «погрузить» в некий  «мир» со своими законами. Именно эта форма игры дает такую возможность.

 

Разумеется, в играх с детьми от двух до семи лет приемлемы не все формы психологической игры. Чаще всего придется моделировать именно игровую оболочку, т.е. специально создавать определенные игровые ситуации, на фоне которых развиваются способности ребенка и качества его личности.

 

Хорошая игра всегда чему-то учит, что-то развивает и что-то воспитывает в детях. И вся прелесть  хорошей детской игры заключается именно в том, что она позволяет осуществиться сразу нескольким целям – и познавательным, и воспитательным. Не случайно многие игры живут веками, а каждое последующее поколение детей играет в нее с таким же  упоением, как играли ставшие теперь уже взрослыми их папы и мамы, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки.

 

Не подлежит сомнению  то, что элемент психологизма присутствует если не в каждой, то по крайней мере в подавляющем большинстве детских игр. Даже в таком простом, точки зрения взрослого, действии, как складывание пирамидки из кубиков, двухлетнему малышу и то не обойтись без упорства: пирамидка, сложенная неумелыми еще ручонками, падает, но ребенок терпеливо строит ее заново – и здесь, представьте себе, также имеет место психологизм.

 

Таким образом, заканчивая тему «психологическая игра», нельзя не вспомнить слова Эрика Берна, автора  книги «Игры, в которые играют люди»: «Воспитание детей – это преимущественно обучение тому, в какие игры следует играть». Так что задача родителей – учить ребенка играть именно в «правильные» игры, т.е. развивать те качества личности и те способности, которые будут полезны для него в дальнейшей жизни.