Роль родителей в формировании у ребенка нежелательного поведения.

 

 

 

Слово «характер», имеющее греческие корни, буквально переводиться как «чеканка», «печать», «то, на чем сделали оттиск». Это очень символично, так как характер  ребенка «печатается» его родителями, которые становятся тем прессом, который дает резкий и четкий отпечаток, остающийся в основе  личности человека на всю его жизнь. В основном, характер человека формируется воспитанием и тем воздействием, которое на него оказывает ближайшее окружение и общество в целом.

 

По-настоящему гуманистическое (человеколюбивое) воспитание предполагает такую роль родителей в жизни ребенка, которая бы позволяла ему развивать его естественные склонности, не игнорируя и не подавляя способности и желания, которые заложила в малыше природа, его индивидуальный темперамент и склад характера.

 

Иное воспитание, основанное на силовом решении вопросов, постоянное гиперопеке, агрессивном или негативном отношении к ребенку, постоянных мыслях и словах о том, как же малыш мешает карьере или личной жизни, эмоционально нестабильной атмосфере в семье, становится гарантией того что он будет заложником вредных привычек. Дурные привычки чаще появляются там, где ребенку плохо, где ему мало ласки и теплоты, где родители ссорятся, предоставляю малыша самому себе.

 

И малыш ищет эмоциональной разрядки от того напряжения, в которое его ввергли родители. Через некоторое время они замечают, что поведение ребенка  изменилось – появились новые ритуалы вроде сосания языка, пальца, ковыряния в носу. А так как эти родители  изначально побудили возникновение привычки, то реакция у них  чаще всего проявляется неадекватная, в соответствии с тем типом воспитания, который принят в семье. Родители-агрессоры кричат, сторонники физического наказания наказывают – бьют по рукам  или шлепают, ставят в угол – постоянно сорящиеся начинают еще больше ссорится, найдя еще один повод, оскорблять друг друга и т.д. Если бы ребенку удавалось проявлять негативные чувства, становящиеся причиной развития привычки, вовне, то он, возможно, не кусался бы, не дрался, не обижал других детей, не грубил. Но он не умеет выражать свои эмоции вовне, поэтому направляет их на себя. Такой ребенок дерет волосы, грызет ногти, писается или видит кошмары по ночам.

 

Внутреннее напряжение малыша еще больше усиливается, и привычка закрепляется, прогрессируя, становится безусловным рефлексом – своеобразным ответом на каждую проблему. И такие привычки очень трудно искоренить, они могут преследовать маленького человека в течение всей его дальнейшей жизни, становясь причиной для ограничения общения со сверстниками, развития неуверенности в себе и клинических неврозов.

 

Поэтому появление негативной привычки в поведении ребенка должно стать для родителей сигналом, что нужно что-то менять, искать причину такого рода замещения. Все в поведении ребенка может иметь значение и смысл. Он может  сознательно и бессознательно злиться на родителей, которые оставляют его одного разбираться с окружающим миром, может испытывать нелюбовь к няне, бабушке, неродному родителю или приемной семье, которые заняли место мамы или папы. После любого акта злости на него может накатить  волна  раскаяния, которая и выливается в самовредительство, так как ребенок  хочет сам себе наказать за такие  мысли или действия. А тому, что именно физическая боль – эталон наказания, учат родители.

 

В такой ситуации взрослым нужно правильно себя вести. Нельзя наказывать малыша, одергивать, делать ему замечания – он уже сам себе наказывает , ведь у детей очень развито чувство  справедливости. Не обращать внимания на появляющиеся у ребенка вредные привычки также нельзя, но и заострять его внимание на этой проблеме не рекомендуется: чувство ущербности , неправильности может возобладать в ребенке, рождая сильнейшую неуверенность в себе.

 

Относится к малышу нужно как к равному, как к личности, которая заслуживает таких же прав, как и взрослые. И беседовать с ним нужно на равных. Это крайне трудно, так как большинство родителей сводят свое общение с детьми к нотациям и нравоучениям. Только действительно умные и уверенные в себе взрослые могут общаться с ребенком на равных – так, как дети того и заслуживают. Естественно, что темы нужно выбирать те, которые соответствуют возрасту ребенка.

 

Понимая, что за привычками  детей кроются реальные причины, нужно эти причины вычислить и удалить их, так как они будут разрастаться, устанавливая границы в общении между ребенком и его самыми близкими людьми. Чем старше ребенок, тем сложнее восстановить его доверие.

 

Когда родители равнодушны к своему ребенку (например вся любовь досталась первенцу, или же ребенку желаемого пола), ему очень тяжело жить. Он по мимике, жестам может понять, что к нему не испытывают любви и что окружающей мир для него враждебен. Тогда самые необычные  вещи могут стать той отдушиной, к которой можно привязаться и испытывать теплые чувства, не опасаясь, сто их отвергнут.

 

Разочарованные в семье может настигнуть ребенка, у которого родители превратили тихую гавань в поле для семейных битв не на жизнь, а на смерть. И в ход идет тяжелое оружие – дети, которые или предоставляются сами себе, или же становятся средством манипулирования одного взрослого другим. Ребенок в таком случае страдает оттого, что самые близкие ему люди находятся в конфликтных отношениях. У детей  нет детства, они вырастают разочаровавшимися в семейном институте людьми, прекрасными манипуляторами, которые не умеют искренне говорить о своих чувствах.

 

Насмешливый характер одного из родственников может стать причиной развития детского невроза. Да и вообще слова о том, что малыш не такой хороший, как другие дети, даже сказанные из лучших побуждений, спровоцируют развитие у него чувства вины, обиды или страха, что он не может добиться ответной любви.

 

Властолюбивые родители всегда стремятся контролировать своего ребенка, подавлять его волю  и не давать проявлять свое «Я». Такие отношения со взрослыми замешаны не на любви, а на страхе. Особенно сильно такое отношение бьет по ребенку, если в качестве наказания родители выбирают моральную изоляцию, т.е. лишения родительской любви и поддержки. В таких случаях нежелание следовать нормам и  быть воспитанным может сигнализировать о протесте ребенка против такого обращения с ним. Такие конфликтные отношения малыша и родителей выливаются в то, что ребенок всегда насторожено и даже с агрессией смотрит на мир, желая защищаться даже тогда, когда на него никто не нападает.

 

Родители-наседки, выполняющие все капризы маленькой царствующей в семье особы, делают за него всю работу, делая из ребенка неприспособленного к жизни эгоиста. Избалованный ребенок также имеет проблемы в общении со сверстниками и может неадекватно оценивать себя и окружающих, что ведет к глубоким психологическим проблемам.

 

Вечно занятые собой или работой родители нечасто обращают внимание на своих детей, которые очень страдают от этого. Поэтому ищут любой предлог, чтобы папа и мама обратили на них внимание, пусть это будет даже вредная привычка или плохое поведение, которые провоцируют у родителей яркую эмоциональную реакцию. Это станет причиной тог, что ребенок пристрастится к любой вредной привычке, чтобы только иметь возможность побыть вместе со своими близкими людьми.

 

Не воспринимающие  как личность ребенка родители часто не знают, что творится в душе у малыша, уделяя свое внимание только внешним проявлениям неблагополучия – ребенок плохо кушает, плохо себя ведет, не хочет в детский сад. Все остальные симптомы – это всего лишь баловство, у ребенка проблем нет. Такой подход перекрывает путь доверия между ребенком и родителями. У него складывается ощущение, что он одинок, что взрослые неспособны его понять и помочь. Малыш чувствует себя напуганным, беспомощным и беззащитным. Чтобы ослабить напряжение, в ход пойдут ритуалы самоуспокоения.

 

Неполноценность и стойкую убежденность в том, что ребенок занимается ерундой, привыкают также родители, которые с детства ему говорят, что он от рук отбился ,  занимается не тем , чем должны заниматься дети, что все его занятия выеденного яйца не стоят. И в голове малыша поселяется убеждение, что дела взрослых и других людей  гораздо значительнее и важнее, хотя в глубине души он понимает, что это не так. Эта неуверенность может остаться на всю жизнь, сделав человека неудачником, который не может довести ни одного дела до конца, считая свои дела, да и самого себя, малозначительным.

 

Неуважение личного  и душевного пространства тесно связано с тем, что родители не воспринимают ребенка всерьез. Те взрослые, которые требуют от него прозрачности действий и мыслей, забыли, что в детстве им самим не нравилось, когда   к ним в душу и личное пространство неделикатно лезли, заставляя выворачивать свои мысли. Поэтому те родители, которые не организовывают для ребенка личного пространства, могут стать причиной развития у него скрытности.

 

Все взрослые уверены, что они все делают правильно: всегда спокойны, доброжелательны, уважают личность ребенка и учитывают его интересы. Если и повышают на него голос, то совсем редко, если укладывают спать ровно в 8 вечера, невзирая на слезы, то это для его же блага. Вот из таких заблуждений и вырастают у детей серьезные проблемы, подростковые бунты и ненависть к родителям. Взрослы нужно переосмыслить  свое поведение, проанализировать его и понять, как можно наладить отношения с ребенком, избавив  его от тех вредных привычек, которые он уже успел приобрести.