Ее величество Сказка!
Жизнь – сказка…Это не нарочно подобранные для ребенка правила и нравоучения , а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа. Правда и сомнения, вера и обычаи, любовь и недоброжелательность, резвость и важность, всевозможное достоинство и низость, богатство и бедность – все, что создал в порыве вдохновения поэт… столетия истового труда и мрачные годы рабства.
Я. Корчак
Сказка нужна всем и каждому: и большим и маленьким. Она помогает нам задуматься, понять других, самих себя, своих детей.
Сказкой можно:
· Поднять настроение;
· Научить прислушиваться к другому, совсем не такому, как сам;
· Вылечить;
· Научить чувствовать радость , огорчение, победу;
· Успокоить;
· Оградить от бед и переживаний;
· «измерить» настроение.
Сказка –хороший помощник:
· Примеряет в конфликте;
· Учит браться за дело;
· Сближает взрослого и маленького;
· Знакомит с добром и злом, хитростью и жадностью, добротой и бескорыстием;
· Не дает скучать;
· Развивает интерес, память, внимание, речь, любознательность;
· Помогает победить страх и уныние.
Если в доме поселилась сказка, то малыш:
· Соглашается купаться, а потом вылезает из воды, потому что ждет встречи со сказкой;
· Вовремя, без капризов идет спать;
· Познает окружающий мир;
· Учится понимать и любить все живое вокруг;
· Фантазирует и придумывает свои сказки;
· Рисует сказочный мир;
· Знакомится с правилами поведения;
· Учится различать обман и взаимопомощь, вражду и дружбу;
· Стремится стать таким же, как добрый герой.
Как знакомить малыша со сказкой?
· Читайте сказки, которые ребенок сможет понять:
- в 2-3года – «Курочка Ряба», «Колобок»;
- в 3-4 года – «Теремок», «Репка», «Рукавичка», «Маша и медведь»
- в 4-5 лет - «Три медведя», «Кот, Петух и Лиса», «Два жадных медвежонка», «Красная Шапочка»;
- в 5-6 лет – сказки братьев Гримм, Г-Х. Андерсена, Шарля Перро, А.С.Пушкина, русские народные сказки.
· Необходимо знать, когда, где и зачем «нужна» маленькому человеку та или иная сказка.
· Сказку лучше рассказывать, но можно выразительно читать, делая паузы, не забывая смотреть малышу в глаза.
· Не рассказывайте маленькому ребенку страшные сказки, особенно перед сном. Берегите психику ребенка.
· Старайтесь не использовать сказку в своих целях, с нравоучениями и запугиваниями: «Вот если ты не будешь слушаться, то тебя тоже…» Это не воспитание , а внушение страха перед чем-то сказочным и сильным.
· Не рассказывайте нравоучительных сказок «в тему» в присутствии других взрослых и детей, чтобы не сформировать у ребенка стыдливость, застенчивость, робость, неуверенность в себе.
· Пусть сказка станет вам надежным помощником и советчиком в воспитании умного, чуткого, доброго, внимательного, заботливого, понимающего, доброго и сильного ребенка.
Со сказкой можно играть, но при этом нужно учитывать:
· Время,
· Настроение,
· Желание,
· Самочувствие,
· Возраст,
· Уровень развития.
Вы можете придумать для малыша сказки-загадки, чтобы он запомнил содержание сказки, смог подсказать , кто живет в теремке, кто помогал, тянуть репку, рассказывать о том, что понравилось.
Пример:
Что за хвост у этой мышки? Зачем он ей нужен такой длинный-предлинный? Надо же было этой мышке появиться в самый важный момент. Сейчас бы все любовались…, а теперь придётся обещать другое да еще не золотое, а..
- Как называется сказка?
- Что сделала мышка?
- Как курочка утешала дедушку и бабушку?
ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина | ул. Горького 38 | 672000, Чита
email: baira1015@yandex.ru | т: (3022) 35-12-84