как помочь ребенку в приготовлении уроков.

         Родители, которые практически сразу предоставляют полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют ребенку: “Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!”. Другие ласково спрашивают: “Ну, что там сегодня задано? ” - раскрывают учебники и тетради. В первом случае  возникает  обида  на  равнодушие родных и таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

         Безусловный  долг  родителей  состоит  в  том, что бы наладить процесс приготовления домашних заданий. Сюда входит и организация домашнего места, и уточнение  распорядка  дня, c тем чтобы выделить определенное время на приготовление  уроков. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание  было выполнено чисто и аккуратно. Но все эти  требования  должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Неправы те родители, которые заставляют переписывать  домашние  задания по 10 раз. Добившись даже небольших успехов, можно  закрепить их на следующий день. Рывки же не приносят положительного результата. Сегодня ребенок со слезами на глазах перепишет работу 10 раз, а завтра выполнит задание небрежно, так как родители были заняты и не  проверили  качество  работы. После  этого ребенок может учитывать занятость и настроение родителей, а собственной ответственности у него так и не сформируется.

         Большое  волнение  испытывает  первоклассник, когда ему начинают ставить оценки. Приятно, когда это высокие оценки. Но нельзя допустить, чтобы ребенок на этом основании почувствовал свое превосходство над другими, чтобы хвастался оценками, дружил только с теми, кто хорошо учится.

         Если оценки на первое время не очень высоки, нужно разобраться в причинах положения таких дел. Медлительность, невнимательность и неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка. Часто  у  детей  возникают трудности с  выполнением  письменных  работ. Последовательные, доброжелательные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить внимание, улучшить  почерк, память. Обязательно должно быть отмечено старание ребенка и высказана уверенность, что учеба скоро наладится.

         В тех случаях, когда ребенок испытывает стабильные трудности, достаточны в течение длительного времени и советы учителя, которые помогают улучшить положение.

           А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.       Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться впереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень  от  головы  или  руки. Во  время  приготовления уроков на столе не должно быть никаких  лишних предметов. Приступить к выполнению домашнего  задания лучше всего через час-полтора после возвращения из  школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Речь идет о ребенке не посещаемом  группу  продленного  дня. Дети, посещающие ее, выполняют домашние задания там.  Родители часто требуют, чтобы  ребенок  не  вставал из-за стола пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно  превышать  15-20 минут, к концу начальной школы оно может  доходить до 30-40 минут. Можно делать перерывы по 5 минут.

         Не заставляйте ребенка переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и поправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение  уже сделанного задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры  в  свои силы.

         Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Мама или папа должны находится возле него. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать на случайно подвернувшейся бумажке. Он должен  сразу  привыкать к  работе, не отвлекаясь. Иногда ребенку нужно напоминать, чтобы он не рисовал на полях. Постепенно нужно  снижать  степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение  всего  времени  выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно, из портфеля. Потом можно подойти к нему еще несколько раз.     Не стоит делать трагедии из “ тройки ”,  не надо слишком восторгаться “пятерками”. Ребенок ходит в  школу  не за пятерками, а за знаниями. Только в них смысл и цель учения.         

УРОКИ С ПЕРВОКЛАШКОЙ

Когда родители вечером приходят усталые с работы и обнаруживают, что их юный школьник, вместо того чтобы ложиться спать, судорожно доделывает уроки, их мучает один вопрос: почему, собственно, их чадо не приготовило уроки в течение дня? Ребёнок ответить затрудняется, а разгневанная бабушка или няня сообщают: «Да он просто не хотел садиться за них!».

Дети по-разному относятся к домашним заданиям. Некоторые с первых учебных дней без лишних напоминаний садятся за уроки и прилежно выполняют всё что задано. Другие же отвлекаются, стараются сделать все быстрее и кое-как. Третьих просто невозможно усадить за стол, им необходимы непрерывный контроль и подгоняющие замечания.

Вместе, а не вместо…

Родители первоклашек нередко жалуются, что приготовление уроков превращается для них в настоящий кошмар. Ребёнка сложно усадить за стол, он всё время находит предлоги, чтобы отложить неприятное дело на неопределенное время. Если же он все-таки сел делать домашнее задание, то взрослым приходиться сидеть у него над душой, без их контроля ребенок не способен довести начатое до конца. Он постоянно отвлекается, письменные упражнения делает небрежно. Нередки случаи, когда малыш просто не знает, что задано, или намеренно умалчивает о «неважных», по его мнению, заданиях. Например, ответить на вопросы, выучить правило или стихотворение. Родители, наученные горьким опытом, вынуждены контролировать и это – звонить кому-то из одноклассников, спрашивать о задании учителей.

Некоторые мамы и папы, отчаявшись, испытывают большое желание «махнуть на уроки рукой» и пустить все на самотёк, мол, «повзрослеет и возьмется за ум». После этого ребенок окончательно «скатывается». Или же родители по возможности делают за ребенка его работу (решают задачи, что-то рисуют), сохраняя таким образом свои нервы и время. При этом они оказывают сыну или дочери медвежью услугу, поскольку те всё равно не смогут сделать аналогичное задание в классе.

Уйти с боевого поста.

Как же правильно делать с ребенком уроки, какую тактику выбрать? Не сидите у него над душой. Когда малыш начал работу, встаньте, ходите по комнате, делая какие-нибудь хозяйственные дела, время от времени подходите к нему, смотрите, на какой стадии его работы. Если заметили, что маленький ученик отвлекся, спокойным и доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами. Поощряйте его вопросы к вам, если что-то непонятно, но не «разжевывайте» ему задания. Ребёнок должен сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость: пусть малыш объяснит вам, как они делали подобное задание в классе, – ведь вы были первоклашкой так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе с ребёнком в словаре – это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой, приучит ребёнка пользоваться справочной литературой.

Бороться с частыми отвлечениями поможет составление расписания, то есть плана выполнения уроков, и развитие у ребёнка чувства времени. Для начала наблюдайте за стилем его работы: быстро ли он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается». Какие из заданий ему даются легче, какие учебные предметы ему более интересны? Затем, учитывая индивидуальные особенности своего первоклашки, составьте вместе с ним план выполнения уроков на каждый день. Если ребёнок хочет посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Предположите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только задание, сделанное полностью, с соблюдением всех требований. Творческий подход к процессу увлечет ребенка, выполнение уроков перестанет восприниматься им как скучная обязанность. Составляя план работы, помните, что 6-7-летние дети еще физиологически не способны долго усидеть на месте. Поэтому обязательно обеспечьте ему возможность частой смены деятельности.

Постепенно ребёнок приучится рассчитывать свое время и организовать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить только контроль конечного результата.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЁНКОМ-ПЕРВОКЛАССНИКОМ

Первый класс – это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет этот первый школьный год, во многом зависит его последующие. Именно сейчас Ваш ребенок учиться самостоятельности, ответственности. Сейчас и больше никогда у него вырабатывается определенное отношение к самому понятию «школа». А как часто бывает: всё лето ваш малыш жил ожиданием Первого сентября…

Вы вместе выбирали ему ранец, покупали яркие тетрадки, ручки и карандаши. И вот – долгожданный сентябрь… Проходит неделя-другая, и вы замечаете, что он уже идёт в школу как на каторгу, что домашние  задания делаются из-под палки, а каждое утро начинается с пререканий: «Не пойду! Не хочу! Не буду!». Только не надо сейчас с ним ссориться: всё равно ни к чему хорошему это не приведёт, только хуже будет. Если уж это произошло, скажите себе «стоп» и попробуйте вместе с малышом начать все сначала.

Итак, как же следует вести себя с ребёнком, который пошёл в первый класс?

1) Будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть вашу улыбку и слышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам. Тем более не стоит сейчас вспоминать вчерашние оплошности (даже если перед сном он так и не убрал на место игрушки, сейчас не время делать ему по этому поводу замечание)

2) Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу, - это ваша, а не его задача. И если он не успевает собраться – это ваша вина: завтра разбудите его раньше на столько, на сколько он «закопался» сегодня.

3) Не отправляйте ребенка в школу голодным: даже если малыш завтракает в школе, до школьного завтрака несколько уроков, и не дело, если на них ребёнок будет думать о бутерброде с маслом, а не о таблице умножения.

4) Не прощайтесь с ним, предупреждая: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо», «Смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти хоть пару ласковых слов – ведь у него впереди трудный день.

5) Встреча ребенка из школы, забудьте фразы типа: «Что ты сегодня получил?», «Как успехи в школе?» или, ещё хуже, ироничные высказывания вроде «Ну как, сегодня без двоек?», «Ну, двоечник, как успехи?». Встречайте малыша спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня и многочасового общения с людьми). Но если ребёнок чересчур возбуждён и сам жаждет с ходу поделиться чем-то, едва вернувшись из школы, – не откладывайте разговор на потом, выслушайте его – это не займёт много времени. Подумайте о том, как иногда вам самим важно, чтобы вас кто-нибудь выслушал.

6) Если вы видите, что ребёнок огорчен, но молчит, – не допытывайтесь, пусть успокоится. Тогда и расскажет всё сам. А нет – осторожно поинтересуйтесь позже. Но не пытайтесь удовлетворить своё любопытство сию минуту.

7) Интересуйтесь успехами ребенка у учителей, но НЕ В ПРИСУТСТВИИ малыша! Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Для того чтобы делать какие-либо выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают субъективны – они тоже люди и не застрахованы от предвзятого отношения к своим ученикам.

8) Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему просто необходим. А ещё лучше, если ваш первоклашка поспит полтора часика – это лучший способ восстановить умственные силы. Помните, что лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.

9) Не заставляйте его делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий нужно делать 10-15 минутные «переменки», и лучше, если они будут подвижными.

10) Не сидите над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу») и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходимы. Иначе быстро отобьёте у ребёнка охоту просить вас о помощи в будущем.

11) Не торгуйтесь: «Если ты сделаешь то-то, то…». Это порочная практика – у ребёнка выработается неверное представление о цели его учебы, и он может начать думать, что учась, делает вам одолжение, за которое вы ему «платите» игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется. Кроме того, условие, которое вы ставите ему, может неожиданно оказаться невыполнимым вне зависимости от ребенка, и вы окажитесь в сложной ситуации – либо быть последовательной до конца и тем самым несправедливой по отношению к ребенку, либо нарушить своё «родительское слово».

12) Хотя бы полчаса в день посвятите только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в это момент он поймет, что для Вас нет ничего важнее его дел, забот, радостей и неудач.

13) Выработайте единую тактику общения с первоклассником и всех взрослых в семье. А свои разногласия по поводу того, что «педагогично», а что – нет, решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом, почитайте соответствующую литературу. Не надо думать, что всё решиться само собой или что вы сами до всего дойдёте. Изобретать велосипед, конечно, не возбраняется, но жизнь ребёнка – не самый подходящий полигон для экспериментов.

14) Помните, что в течение учебного года есть «критические периоды», когда учиться становиться сложнее, ребёнок быстрее утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это первые 4-6 недель (3-4 недели для учеников 2-4 классов), затем – конец 2-й четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

15) Учтите, что даже «совсем большие» дети (как часто можно слышать в обращении к 7-8 летним: «Ты уже большой!») любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание. Всё это успокаивает малыша, помогает снять напряжение, накопившиеся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не напоминать ему перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и в ваших руках сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Поверьте, можно прожить его без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему и себе нервы.